Monday, May 2, 2016

Флагманист Антон!

Энтони Кастанеда. БЕРКУТЧИ.



Одной из древних традиций Казахстана,  восходящей к временам кочевников,  является охота с беркутом (беркут – самый крупный орел).  Беркут используется как ловчая птица для охоты на лисиц, зайцев и даже волков. Кстати, по казахской  традиции, когда орёл захватывает лису или зайца, ему отдают их лёгкие.  Охотников, приручивших беркутов, называют беркутчи (это слово не склоняется, имеет одну форму). Беркутчи  существуют  Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане  и других регионах Средней Азии. Сегодня в Казахстане охота с беркутом  (буркут-салу) считается национальным видом спорта.

Когда меня пригласили на орлиную охоту первый раз, я не знал, чего ожидать. Мне только сказали: “Одевайся тепло”.  Утром в день охоты я проснулся рано и собрался до того, как солнце начало подниматься. О иностранцах, которые не выезжали за пределы Алматы, можно сказать, что они не видели Казахстана, поэтому во время нашей поездки  меня интересовали все маленькие города, через которые мы проезжали. Где я был, я точно не знал. В тот момент я смеялся над тем, что я находился почти на границе между Казахстаном и Китаем, направляясь в казахскую степь, познакомиться с одним из видов национального спорта. Дорога в степи была трудной, большое количество снега и гололёд мешали комфортно добрать до места назначения.


По-моему, для американцев казахский национальный спорт является странным, таинственным, вызывающим любопытство, но при этом ещё и увлекательным. Когда я думаю об американских традициях, а именно, что касается американского национального спорта, то прежде всего обращаю внимание, например, на бейсбол и американский футбол, но в них отсутствует национальная составляющая. В некоторых штатах есть свои местные особенности, которые  казахстанцам (как иностранцам) показались бы диковинными. Например, на американском Юге, находящемся в определенной географической зоне  и имеющим свою историю, есть борьба с крокодилами.  К известным в США видам национального спорта относится родео, когда люди  пытаются продержаться верхом на быке в течение нескольких секунд. Однако родео существует и в других странах, поэтому не могу говорить, что родео является частью американской культуры. Кажется, что у американцев вообще нет такого национального спорта, как в Казахстане.


После того, как я увидел  соревнования по охоте с беркутами (это включает и казахские обычаи, традиции, обряды), у меня появились мысли о том, что это интересный вид спорта.  Первые два часа много раз повторялось одно и то же. Мне надоело и стало немного скучно, поэтому я мысленно перенёсся на несколько веков назад и представил, как охота могла бы выглядеть в то время. Стоя на холме с прекрасным видом на степь, вместо машин я представил табун лошадей, на которых были яркие и красочные сёдла.  Вместо современных тентов я представил юрты и шатры. 
Охота с беркутом сложное дело. Настоящий беркутчи должен быть очень смелым и сильным человеком (подумайте, непросто держать орла на руке). Беркуты – хищные птицы, они могут серьезно ранить человека. Говорят, что обучение будущих беркутчи начинается, когда ребенку около 10 лет. Тренировки, подготовка к охоте – и беркутчи, и беркута – требуют много времени и сил. Сейчас в Казахстане идет возрождение традиции охоты с беркутом, проходят республиканские охотничьи турниры, среди молодёжи растет интерес к охоте с беркутом. 

No comments:

Post a Comment